Живописец Андрей Тутунов

Просторная, светлая мастерская на Верхней Масловке. Сотни холстов и этюдов на стеллажах, несколько работ и фотографий друзей художников на стенах, скульптурный портрет жены известной художницы Ирины Шевандроновой. Ничего лишнего стол, кресло, электрический чайник на тумбочке, мольберт с только что прописанным холстом, несколько рабочих этюдов. Напротив меня сидит уже немолодой человек крепкого телосложения с живым и цепким взглядом, с выражением лица, излучающем спокойствие и доброжелательность. Знакомьтесь – живописец Андрей Тутунов.

Московская художественная школа, куда я был зачислен в 1940 г. после конкурсных экзаменов – неожиданно молодым и звонким голосом начал свой рассказ Андрей Андреевич, – находилась на Каляевской улице. Сразу же, после поступления, я со своими товарищами активно включился в учебный процесс, жадно впитывая все, что нам говорили преподаватели. Но уже через год началась война и нашу школу эвакуировали в Башкирию, в село Воскресенское. Там, в Башкирии, несмотря на голод и холод, учащиеся школы продолжали одержимо работать, создавая удивительные произведения, что явилось уникальным явлением художественной жизни военных лет. Надо отдать должное государству, оно помогало нам в то трудное время. Многих ребят не забрали в армию, давая возможность раскрыться их таланту. Этому способствовало еще и то, что никто не вмешивался в жизнь школы, не было тогда еще ни Академии, никаких Союзов, был только Комитет по культуре, и наше обучение зависело только от нас самих и наших педагогов, которые отдавали нам свой талант и умение в то трагическое для нашей Родины время. Учащимися были созданы уникальные произведения, многие из которых по сей день хранятся в фонде школы. Иногда нам казалось, что это иллюзия, но просматривая эти работы спустя пятьдесят лет, мы, уже состоявшиеся художники, убедились, что работы написанные в то время, действительно уникальны. В 1943 г. школа вернулась из эвакуации в Москву, где и продолжила свое существование. Нужно сказать, что из учеников того периода впоследствии выросло много выдающихся художников. Это, к примеру, Гелий Коржев, Виктор Иванов, братья Ткачевы, Валентин Сидоров и еще много других, если перечислять всех, – это займет много времени.

Перед тем, как продолжить свой рассказ, Андрей Андреевич на минуту задумался и посмотрел в окно, где догорал закат осени 2003-го года. Потом, в течении полутора часов, он будет говорить о своих товарищах, о себе, о творческих успехах и перипетиях художественной жизни той эпохи «развитого социализма», в которой происходило его становление как талантливого, самобытного мастера, и которому не чужды были чаяния простого человека, чувство красоты окружающей его природы и среды обитания.

Андрей Андреевич Тутунов родился в Москве. В 1947 году окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1954 году – Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В том же 1954 году был принят в члены МОСХа.

Главную роль в воспитании Андрея Тутунова как художника сыграла Московская средняя художественная школа. Там учителя прививали своим ученикам любовь к русскому искусству XIX века и творческому наследию «Союза русских художников». На летней практике воспитывалась склонность к определенным сюжетам: русская природа без эффектов и броской красоты, скромный пейзаж, деревеньки в духе В.Серова и провинциальные городки в суете будней, в повседневной прозаической жизни. Способность всматриваться в повседневность, в обычном находить поэтически незаурядные явления сохранились в последующей творческой жизни А.Тутунова.

Всесоюзный художественный институт им В.И.Сурикова на рубеже 1940-1950-х годов сделал крутой поворот к старой академической системе обучения начала XIX века, где предпочтение отдавалось рисунку и нормативно трактованной живописи. Для молодых художников, обучавшихся тогда в институте и воспитанных средней школой на живописной культуре «Союза русских художников», началась борьба за свой путь в искусстве.

К началу 1950-х годов часть художников, среди которых был А.Тутунов, оканчивает институт со сложившимися художественными склонностями в духе установок «Союза русских художников». В 1950-х годах А.Тутунов пишет природу преимущественно в этюдной манере, но одновременно создает пейзажи, где беглость впечатлений соседствует с осмыслением природы. В полотнах «Май» (1956), «Летняя ночь» (1957) ощущается поэтическое настроение, в котором тонко и эмоционально уловлены свежесть весны и величие ночи. Способность аналитического отношения к действительности скажется в его последующих жанровых произведениях.

В 1950-1960-х годах одновременно с формированием «сурового стиля» развивался другой широкий поток искусства, возникшего несколько раньше, в первой половине 1950-х годов. Художники этого течения стремились углубиться в жизнь периферийной России, правдиво отразить ее проблемы, как это, к примеру, делал А.Пластов. В своей живописной традиции они опирались на творчество «Союза русских художников» (К.Коровин, К.Юон, С.Жуковский, Л.Туржанский, А.Архипов и т.п.). К этому потоку традиционного искусства относилось творчество В.Гаврилова, А. и С.Ткачевых, В.Стожарова, И.Попова, А.Тутунова, Е.Зверькова и других.

Несмотря на различие пластических истоков «суровый стиль» сходился с традиционным течением на почве правдивого без прикрас воплощения действительности, поэтизации тех ее сторон, какие оставались вне сферы внимания искусства предшествующего периода.

В 1950-х годах у А.Тутунова в пейзаже проявляется интерес к бытовой стороне жизни людей. Этот опыт соединения пейзажа с жанром в 1970-х годах превратит А.Тутунова в оригинального и самобытного пейзажиста. В это время в пейзаже проявляется интерес к бытовой стороне у целого ряда художников. Пейзаж переплетался с жанром у В.Гаврилова, И.Попова, братьев Ткачевых, В.Стожарова и, наконец превратился у Э.Браговского, И.Сорокина, В.Сидорова в самостоятельную область творчества, где бытовой антураж, природная среда становятся основой художественного образа. Все это составляло закономерность развития не только у А.Тутунова, но и всего направления в искусстве 1950-1960-х годов, к которому А.Тутунов принадлежал. Итак, пейзаж у А.Тутунова соединяется с бытовым жанром и вытекает в универсальную промежуточную формулу, а именно «пейзаж с элементами быта». Чистота понятия «жанр» здесь уходит, ибо художник переосмысливает свое отношение к действительности. Фон это пейзаж, а бытовой жанр как форма передачи этого пейзажа. Можно сказать, что социум и пейзаж в работах А.Тутунова сливаются в единое целое. И эта жанрово-бытовая специфика его творчества во многом и определила лицо мастера. Причем хотелось бы отметить, что подобный поворот в развитии уже имел место в истории искусств, а именно следует сделать акцент на «Союзе русских художников», где подобное творческое развитие явилось одной из важной составляющей этого объединения. Работы А.Тутунова как раз и отмечены пленэрным подходом к живописи, пастозная, мощная лепка объемов, предметов и планов. Здесь проявляется также и в какой-то степени и опыт «Московских живописцев». Живое начало здесь явно преобладает. Подобный опыт и преемственность очень важны, так как показывают ту неразрывную связь поколения А.Тутунова с магистральным, основным путем развития московской школы живописи, где цвет определяется не как самодовлеющий и изолированный символ, а как средство для восприятия и передачи своего отношения к окружающей действительности художником. Забегая вперед, можно проследить эту же тенденцию пусть не столь сейчас ярко выраженную, но тем не менее она имеет место быть у нового поколения современных живописцев. Но вернемся к творчеству А.Тутунова. Как говорилось выше обогащение и развитие палитры, цветовой гаммы, если хотите, является скорее всего именно новым этапом развития этой живописной традиции (имеется ввиду традиции «Союза русских художников» и «Московских живописцев»). Однако Андрей Тутунов не пошел по известному и казалось бы логичному продолжению его творчества, он уже к середине 1960-х годов отходит от явного пленэризма и далает поворот от системы К.Коровина, К.Юона, С.Жуковского к форме жанровой живописи иного типа. Современность вторгается в его картины, пусть не в смысле индустриализации и урбанизации, а в смысле особой точки зрения на то, что есть традиции и что есть новаторство. Жизнь с ее философией, а именно с неторопливым, медленным говорком будней российской провинции, тягучим, замедленным, в какой то степени, течением жизни в этих городках и селениях. Этот устоявшийся народный уклад, характер и среда обитания простого человека, привлек внимание не только А.Тутунова но и Э.Браговского и В.Стожарова, В.Сидорова и Е.Зверькова. Общность объективность ощущений этих мастеров от русской провинции и воплотилась в их работах. Их творчество не сожалеет по уходящему патриархальному укладу. Они, и А.Тутунов в частности, ставят эту периферийную Россию в один ряд с городскими центрами. А.Тутунов своим особым пластическим строем и образностью работ сохраняет свое лицо в трактовке и решении полотна той или иной картины этого периода. Антураж его работ, и персонажи, взаимно дополняют друг друга, все наполнено определенным смыслом, и это работает на тот замысел, который был задуман автором. Жанр как форма восприятия мира и сюжет подается как затейливый и тонкий рассказ, повествование как психологический фактор картины и детали здесь только дополняют и обогащают подобное решение произведения. Всем этим в полной мере владеет и пользуется А.Тутунов, особенно это заметно в таких картинах как «Вечер в Переславле-Залесском» (1965), «Нагорье. В чайной» (1968). Колорит этих картин и создает как раз их настроение и это, можно отметить, именно настроение, именно сюда переносится акцент в художественном языке форм и средств мастера. Сильная сторона живописи А.Тутунова проявляется здесь в полной мере, это, во-первых, жанровость, во-вторых сложная структура самой живописи, в-третьих психологическо-эмоциональная трактовка сюжета. Живопись А.Тутунова, В.Стожарова, И.Попова, Э.Браговского, и примкнувшего позднее к ним А.Суровцева, не смыкается, а это очень важно, с принципами пластики и стилистики «сурового стиля», так как в картинах А.Тутунова и других близких ему по духу художников, пространство не плоскостно, решено не обобщенно декоративно, а подается как сложно проработанная цветом структура планов, их глубина достигается сложнейшими цветовыми переходами, пульсирующим ритмом красок. Деформация предметов на полотне не несет в себе тот отпечаток героико-брутальной окрашенности, как например у П.Оссовского, Н.Андронова и В.Иванова, а эта деформация подается ровно настолько, насколько она позволяет усилить и придать выразительности предметам и деталям, но не доведя этого до абсолюта.

В начале 1970-х годов жизнь ставит перед художниками «традиционалистами» новые задачи, изменяется образная, философская система их произведений. Бытовой жанр трансформируется в более тонкий лирический подход к теме уходящей в область личных переживаний и ощущений художника, бытовой жанр остался, но окрасился более духовной проблематикой, имеется в виду именно перенесение всего внимания на духовную жизнь личности так, как она понимается живописцем. Этот поворот логично укладывается в общую канву развития отечественного искусства того периода. А.Тутунов здесь ставит перед собой сложные задачи и дает свое прочтение казалось бы знакомым мотивам и сюжетам. Внутренний мир личности в его работах оказывает огромное влияние на передачу самого решения полотна. Нет динамики, нет бурного действия, но есть то психологическо-эмоциональное напряжение мотива, что как раз и характерно для А.Тутунова. В центре внимания художника не детали, не антураж, а настроение, да-да именно настроение как своеобразный камертон картины, как та фабула вокруг которой и строится произведение. Это особенно характерно для таких картин как «Виктор Попков в Прилуках» (1974), «Зимние сумерки в комнате» (1975). Личность здесь выступает как всего лишь повод для раскрытия сложного эмоционально-психологического состояния, которое исходит от картин А.Тутунова. Пейзаж, который играет в творчестве А.Тутунова немалую роль, также обогатился к середине 1970-х годов пристрастиями художника к жанровой теме, он несет в себе те же тенденции и имеет туже направленность. Нужно отметить, что пейзаж у А.Тутунова всегда и однозначно трактуется и воспринимается в связи с человеком. Среда обитания личностиЮ ее быт и условия существования, – все это несет в себе пейзаж А.Тутунова. Особенно оригинальны в его творчестве решения пейзажей старинных провинциальных центров, в первую очередь это касается Торжка и Переславля-Залеского. Это так называемый «торжокский цикл». В основе него лежит реальный пейзаж, но здесь нет прямого натурного изображения, это авторское, сугубо личное прочтение сюжета. А.Тутунов усиливает эмоциональное, экспрессивное начало в своих работах, выводя их за рамки чисто пейзажного жанра, ведя их к обобщению и можно сказать к обостренно-личностному восприятию. Это характерно для таких работ как «Гроза над Торжком» (1976), «Жемчужный Торжок» (1979). Искусство А.Тутунова обрело здесь новые черты, сходные с его прежним восприятием будней, и в то же время явственно перешло в область новых образных решений, соединивших в себе широкие обобщения и одновременно некоторую символическую подачу в трактовке сюжета. Этот новый пластический язык как раз и проявился в творчестве А.Тутунова.

Живопись Андрея Тутунова порождает сильные, высокого накала образы, не тиражирующие, не размножающие пластические идеи своего времени, а предлагающие свои образные варианты. Мастер и сейчас сохраняет ту же способность видеть прекрасное в обыденной жизни русской провинции, в неповторимой прелести пейзажей среднерусской полосы, вдохновляющих его на создание новых высокохудожественных произведений.

 

(Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. "Декоративное искусство

и предметно-пространственная среда" Выпуск 3, Москва, 2004 - 285 с.)

 

 

А.А.Тутунов у себя в мастерской